Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Кузнецка

442534, Пензенская область, город Кузнецк, улица Кирова, дом 78

Телефон

8 (841-57) 3-27-11

Эл. почта svetlyachokdou6@yandex.ru

Счетчик

.

МБДОУ ДС № 6 г. Кузнецка

Адрес: 442534, Пензенская область, город Кузнецк, улица Кирова, дом 78
Телефон: 8 (841-57) 3-27-11
Эл. почта: svetlyachokdou6@yandex.ru

Мастер-класс для педагогов в рамках семинара для руководителей «Современный подход формирования основ экологической кульуры детей дошкольного возраста». Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания метеостанции на территории детского

Цель: повысить уровень   творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Показать, как можно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду;
  2. Познакомить с одним из средств познавательно-исследовательской             деятельности - метеостанцией;
  3. Научить изготавливать из подручных  средств один из приборов метеостанции – природный барометр

                                                  Ход мастер-класса.

Барометр настроения.

Добрый день, уважаемые коллеги!  

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким

настроением вы пришли . Представьте, что ваши ладошки – это барометр

настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас я вижу, настроение оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.

Актуальность.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Педагоги ДОУ ищут  новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на территории нашего детского сада, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов  в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий ,сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

       Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным,  оборудовав  на территории  дошкольного учреждения метеорологическую станцию.                                                                 

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими   приборами и способами их применения на практике.

 В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности  будут развиваться  умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать,  обобщать.

Описание метеостанции.

Наша метеостанция включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

-оборудование метеоплощадки.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель работы на  метеостанции: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с родителями и детьми.  

   Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок . Для наблюдения за погодой будут использоваться  традиционные приборы (компас, термометр)  и приборы,  изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, ветряная мельница, рамка-определитель  облаков, календарь погоды).

        Наблюдая за погодой, дети  учатся выделять отдельные явления

и другие характеристики. Дети  наблюдают  не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из :

-определения состояния неба при помощи рамки - определителя облаков,         

-наличия или отсутствия осадков (дождемер, снегомер);

-наблюдение за ветром  (флюгер - показывает направление ветра и стороны света, сила ветра - ветровой рукав ветряная мельница)

-определение степени тепла и холода (метеорологическая будка, с находящимся внутри термометром )  

-наблюдение за состоянием атмосферы (природный барометр ( с помощью которого делается предполагаемый прогноз погоды), гигрометр (подвешенная сосновая шишка, которая раскрывается при сухом воздухе закрывается при влажном)

 -определение времени (солнечные, песочные часы).

 Результаты наблюдения за состоянием погоды отмечаются на календаре погоды, оборудованной магнитной и меловой доской.  Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеостанция в детском саду — это экологический уголок на территории ДОУ.  Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция в

детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

ЗАДАНИЯ.

 

1.Догадайтесь, как расшифровать!

(Определить местонахождения метеостанции – место на вест ).

 

 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10  11  12

М  Е  Т  Е  О  С  Т  А  Н   Ц   И   Я

 

 

М +3  Е  +2 С  :2  Т  +2  О                                                                 

1

---    

4

---

6

---

3

---

5

=

МЕСТО                                       

 

9

---

8

=

Н  -1   А

НА

 

                          

     Е  +4  С  +1  Т                

В

2

---

6

---

7

=

ВЕСТ

 

                                                                                                

2.Использование ловца облаков.

(Определить, какаие сегодня облака.)

3.Синквейн к слову – погода

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое может быть посвящено любой теме. Используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

Как составить такой синквейн?

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с темой, синоним темы).

 

Погода играет не последнюю роль в нашей жизни, она часто определяет наше настроение, помогает или мешает в работе, приносит катаклизмы, не перестает удивлять, в конце концов она определяет нашу среду обитания.

Погода.

Зимняя, холодная.

Бодрит, раздражает, напрягает.

Как долго длится зима!

Время года.

Погода.

Весенняя, долгожданная.

Обнадеживает, радует.

Наполняет красками и ароматами все вокруг.

Вдохновение.

 

Погода.

Летняя, долгожданная.

Дарит, согревает, восхищает.

Как хорошо быть летом в отпуске!

Наслаждение.

Погода.

Осенняя, грустная.

Меняется, предвещает, готовится.

И в осени печальной есть своя прелесть.

Зрелость.

 

Рефлексия.

Надеюсь, что данный мастер-класс поможет вам в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Если вы будете использовать представленный материал в работе – возьмите символ «солнышко», если предоставленный материал требует доработки возьмите легкое облачко, если данный материал вам никогда не пригодится – возьмите тучку.

Барометр настроения.

Теперь покажите на своих барометрах настроения, какое оно стало к концу мастер-класса! Я вижу, что оно стало намного лучше.  Надеюсь, мой  мастер-класс будет  вам полезен в дальнейшей работе. До свидания!

Раздача календариков.